КОГДА ЭТО ПРИХОДИТ?
“Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу… Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли…” (Пс. 100:2-8).
Царь Давид разговаривал с Богом по особенному. Он размышляет вслух:«как встать на путь непорочный?» Сам и отвечает: действовать.
Если «размышлению» он отводит часть второго стиха, то «действию» – семь последующих. Весь псалом – всеобьемлющая программа действий.
Итак, стих второй. На путь непорочный нужно становиться осмысленно, с рассуждением. Некоторых рассуждения на тему святости уводят от нее то влево, то вправо. Давид понимает, что святость должна «прийти», в нас ее попросту нет.
Приходит она от Бога, но при определенных наших действиях. Каких же?
Достаточно личных. То, что я могу и должен сделать сам. Здесь нет сетования на внешние факторы. Давайте коротко остановимся на основных положениях.
«Непорочность дома» – это бодрствование среди своих, вопреки естественному желанию расслабиться. Мы дома, как правило, ведем себя проще, но нельзя переступать границ, обозначенных Библией. Там, где нас не видят другие, нас по-прежнему видит Бог.
«Глаза» или внимание. Наша любознательность не должна переходить в любопытство, и нельзя давать ядовитую пищу своим глазам. Лучший совет по этой части дается в шестом стихе: «Глаза мои на верных земли», то есть внимание сконцентрировано на лучших образцах народа Божьего: их слова, молитвы, добродетель, страдание, отношения с Богом. Смотри на праведников, и грешники не причинят тебе вреда.
«Разврат». Отношение к преступному очень конкретное, а именно – категорическое непринятие. Разврат удален на безопасное расстояние. А зло, которое пришло в жизнь первых людей с их непослушанием Богу, царь Давид даже знать не хочет. Зло – это жизнь без Бога, источника всякого блага, и это нисколько не привлекает Давида.
Далее псалмопевец переходит к категориям грешников, личностям.
«Сплетники и клеветники», создающие паутину общественного мнения, при этом, скрытно влияющие на ситуацию – это не его сообщество. Более того, он намерен их «истреблять» , т.е. разоблачать, обличать, отлучать. То есть «прогонять» наушника, чтобы удалился раздор (Пр.22:10). Работать с этим ненормальным положением дел.
«Гордость и надмение». Завуалированное или открытое превозношение над другими, надменное отношение к заповедям Господним – это духовная проказа, унаследованная от первого гордеца Вселенной. Многолико оно. Признаки присутствия гордости – надменные речи и отсутствие простоты в наших отношениях друг с другом и общениях. Мы делаем различие между большими собраниями и малыми, простотой и простоватостью, и все-таки…Гордость и надменность в нашей среде – это неправильно при любом раскладе.
Еще он говорит о «лживых» и «коварных». Он не будет иметь с ними ничего общего. Если “изгнание” нечестивых далеко не всегда находится в нашей компетенции, то отношение к ним долго быть определенным, это точно.
Он требователен к качеству своего окружения, поскольку от этого будет зависеть качество его веры. Он приемлет то, что созидает его внутренний мир, и отвергает то, что разрушает его целостность. Это позиция веры и ее практики.
Наконец, последнее и очень важное сообщение записано в стихе восьмом: «С раннего утра…». Все, что он перечислил, он будет делать с раннего утра, то есть с самого начала. У него только одно понимание непорочной жизни, и то, что требуется от него, он будет делать с момента своего пробуждения. Другой жизни у него нет.
А как у нас с вами?
Ваш в нем,
Владимир Шариков