Идея, вынесенная в заголовок, родилась при чтении следующего отрывка:
«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет (4 Цар. 2:9,10).
Я предлагаю обратиться к нескольким Библейским эпизодам в качестве подтверждения этого непростого утверждения.
Итак, Елисей просил трудного. Мы скажем: тут хотя бы встать вровень с великим Илией! Елисея не остановила мысль о нескромности такой просьбы. Он понимал, что по другому ему не справиться с обьемом задач, стоящих перед ним. Он решился на большее, что можно было бы просить в данном случае, потому что перед ним был тот, который творил великое…
Царь Езекия также просил трудного.
«И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней (4 Цар. 20:9,10).
Речь шла о выздоровлении этого благочестивого царя Израиля. Ему нужно было удостовериться в том, что в этом деле присутствует Господь.
По тексту видно, что этим выбором знамения Бог испытывал царя: по какому пути он пойдет. Насколько человек доверяет Богу, настолько и просит Его о чем-либо. Езекия отказывается от знамения естественного продвижения тени, он просит того, что под силу только Всемогущему.
Нужно отметить, что Бог со Своей стороны предлагает трудное. Помните, Он обращается к Аврааму: «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын» (Бытие 18:14).
Авраам был человеком веры, но Бог расширяет представление о пределе возможного в работе с Авраамом. По сути, Бог предложил этому герою веры усвоить ожидание трудного, что, в свою очередь, трудным для Бога не является. Для Авраама и Сарры рождение ребенка было теоритически доступным, но не исполнившимся желанием. И теперь, спустя годы, это заветное желание стало нереалистичным. Именно теперь Бог и называет сроки исполнения невозможного. Авраам должен узнать нечто значительное о Боге в этих обстоятельствах. Друзья, Богопознание – это суть всех вопросов, все остальное – детали.
К сожалению, просить легкого – наша трудность. Однако, трудное – это не значит невозможное. Это всего лишь то, что требует больше вложений нашей веры.
В каждом правиле есть исключение. Вот и богатство благодати Божией выражено не только в ответе на просьбу, но и в отказе на нее. Например, Апостолу Павлу было отказано в здоровье (2 Кор.12:9), но он при этом «благодушествовал», то есть испытывал душевный комфорт и радость духа..
Кто-то сказал: «Чтобы вдохнуть полной грудью, нужно хорошенько выдохнуть». Эту привычку – просить незначительного или не просить ничего – нужно выдохнуть из «легких» нашего духовного человека.
Проблема не в том, что Бог не отвечает на наши трудности, а в том, что мы об этих трудностях не просим.
Мы просим легкого у Того, Кто «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).
Иисус наставлял: «Просите и дано будет вам»(Матф.7:7). Обо всем просите, надо полагать, включая трудное, а именно из трудных вопросов и состоит наша настоящая жизнь.
Наименьший в Нем,
ваш Владимир Шариков