ДОЛГ МИЛОСТИ
Читали Псалом 108 и остановились на первой половине 16 стиха: «за то, что он не думал оказывать милость…”. А перед этим – двадцать проклятий, охватывающих всю жизнь человека, включая его близких и потомков! И все это за то, что этот несчастный “не думал оказывать милость”. Какой ужас!
Во первых, упомянутый отрывок – пророческий, об Иуде. Именно на слова “достоинство его да примет другой” и ссылается Апостол Петр (Деян.1:20).
Однако, вопрос немилостивого отношения к ближним касается не только Иуды, а значит касается и последствия такого отношения.
У царей Израильских была репутация царей милостивых (3 Цар.20:31), но это совсем не то, что сделал Ахав, пощадив сирийского царя Венадада или Саул, пожалев кое-что из Амалика. Оба царя допустили преступную толерантность, в то время, как милосердие – это качество Бога, и оно всегда остается в пределах Его святости. Милость – это образ мышления и действийВсевышнего. Он любит миловать (Михей 7:18).
За годы моегохристианства я встречал немало членов евангельских общин, которые не только не любили миловать своих ближних, но с чувством выполняемого долга причиняли им боль. Ненужную и необоснованную ничем.
Отдышавшись, они, в лучшем случае, просили прошения у оскорбленных ими, в худшем – уходили непомилованные в мир иной.
Кажется, помилованные Богом, должны и сами миловать, но нет. Дело в том, что милостивый характер нужно формировать. Естественная реакция на какое-либо нарушение в личной или общинной жизни должна прийти через фильтр милости. Хотя бы потому, что «милость превозносится над судом»(Иак.2:13).
А еще потому, что позиция милости требует усилий. Слабые на милость неспособны. Вспомните великого Давида, дважды помиловавшего своего преследователя Саула. А ничтожная личность прощенного должника готова была задушить того, кто ему что-то там был должен (Мф.18:33).
Вспоминаю слова из замечательной песни Т.Охман: «И в жизни нам нужно еще научиться, учиться у Бога, учиться у Бога».
Верующие, не готовые учиться у Бога милосердию, лишают себя блаженства (Мф.5:7), да и с Богом они не за одно.
«Любовь покрывает множество грехов»(1 Петра 4:8), а это значит, что с помощью милости друг ко другу мы избавились бы от ненужного пласта отчужденности и неприязни в нашей среде. Напротив, немилостивое отношение к другим делает нас холодными как мир. И даже борьба за чистоту не служит оправданием черствости. Кому нужна чистота без любви?
Возвращаясь к первоначальному тексту, нужно отметить, что он, человек из псалма 108, даже «не думал» оказывать милость. Не то, чтобы у него не получилось помиловать. Он упорно отказывался миловать ближнего своего. А упорство – это страшно! В упорстве погибают (Иуды 1:11). Упорное нежелание подчиниться заповеди о милости, ведет к фатальным внутренним изменениям – возлюбил проклятие(17 ст.)! Да и Бог проклинает жестокость – «проклят гнев их, ибо жесток»(Быт.49:7).
Милость не устраняет наличия правды и справедливости. И ответственность должна быть на своем месте. Любая подмена понятий вредна. Но дать право на ошибку – это уже милость, и без этого общество нормально не живет.
Милость к ближним – это не опционально. Это естественное состояние спасенных и помилованных. А если не так – нужно исправляться.
В Его любви,
ваш Владимир Шариков